Китайские импортёры ежедневно покупают на московских внебиржевых торговых площадках Tether (USDT) на сумму до $30 млн. Они используют криптовалюту, чтобы пересылать большие суммы на родину, где движение капитала строго контролируется. Причём если раньше коммерсанты использовали для этого Биткоин, но когда рынок в 2018 г. обвалился, они перешли на Tether, который должен сохранять паритет с долларом США. Несмотря на давно существующие вопросы к прозрачности обеспечения токенов USDT, на этом рынке «всем всё равно, обеспечен Tether или нет». По крайней мере, так утверждает один московский трейдер.
Машины для счёта банкнот тихо жужжали в офисе с панорамными окнами, выходящими на московские достопримечательности.
«Слышите звук? – спросил руководитель внебиржевой криптовалютной торговой площадки – назовём его Олег, так как он попросил не раскрывать его имя и название его компании. – Он доносится здесь круглосуточно».
Дела идут бойко благодаря постоянному потоку китайских коммерсантов, ежедневно приходящих сюда с целыми сумками наличных. Согласно Олегу, его внебиржевая площадка ежедневно продаёт криптовалюту на $3 млн. Большая часть обычно уходит в Китай. Но самое удивительное – это то, какая это криптовалюта.
Только 20% продаж Олега приходятся на Биткоин, старейшую криптовалюту с самой большой рыночной капитализацией. Остальные 80% приходятся на привязанный к доллару токен, известный как Tether, или USDT.
Самое известное применение Tether заключается в том, что он позволяет криптотрейдерам быстро перемещать деньги между биржами, чтобы воспользоваться арбитражными возможностями. Но, согласно нескольким московским внебиржевым трейдерам, у него есть как минимум одно применение в реальном мире – в качестве платёжного сервиса, предпочитаемого китайскими импортёрами. По словам этих трейдеров, общий ежедневный объём покупок USDT китайским бизнесом может составлять $10-30 млн.

«У них в Москве накапливается много наличных, и они нуждаются в Tether, чтобы переслать их в Китай», – сказала Майя Шахназарова, руководительница отдела внебиржевой торговли Huobi Russia, московского офиса сингапурской биржи Huobi Global, обслуживающего крупных клиентов.
Процедура проста.
«Клиент приходит с наличными, мы регистрируем цену на биржах, и если цена всех устраивает, мы заключаем сделку, – рассказала Шахназарова. – Клиент передаёт наличные и номер кошелька, и продавец отправляет ему на кошелёк USDT».
Почему Tether? Он обладает традиционными для криптовалют преимуществами – отсутствием лимитов для пересылаемых сумм и географических ограничений, – но без волатильности, делающей большинство криптовалют неудобными для ежедневной пересылки за границу миллионов долларов.
Несмотря на давно существующие вопросы о заявленном долларовом обеспечении USDT, усугублённые судебным иском от генерального прокурора штата Нью-Йорк к компании-эмитенту Tether, стейблкоин обычно торгуется примерно по $1.
Покупка Tether за рубли обычно происходит в таких местах, как офис Huobi в районе небоскрёбов из стали и стекла Москва-Сити
«Здесь в Москва-Сити много внебиржевых площадок, по несколько офисов в каждом здании, и их общие объёмы могут достигать нескольких десятков миллионов долларов в день. Всё это оплачивается наличными», – сказала Шахназарова.
Прорывное приложение Tether
Китайские импортёры серого рынка до медвежьего цикла 2018 г. полагались на Биткоин, как рассказал другой внебиржевой дилер, Роман Добрынин. Когда цена всё время росла, коммерсанты и помогающие им покупать криптовалюту посредники могли в процессе получить дополнительную выручку. Но с начала 2018 г. стало слишком рискованно надеяться, что до завершения перевода цена BTC не упадёт.
«Из-за падения цены Биткоин стало намного удобнее использовать Tether, – сказал Добрынин. – Китайцы всецело полагаются на USDT. Они сильно ему доверяют, и к тому же он очень ликвидный».
Клиенты Добрынина – преимущественно китайцы, обычно находящие его по рекомендациям знакомых и связывающиеся через Telegram.
Чтобы купить или продать USDT за доллары у самой компании Tether, трейдер должен пройти процедуру «знай своего клиента» (KYC). Но, поскольку токен работает поверх публичных блокчейнов (Биткоин, Ethereum и TRON), получать или отправлять его может любой, и вторичные сделки не ограничены.
В Китае коммерсанты легко могут обменять USDT на фиатную валюту, несмотря на то что Народный банк Китая в сентябре 2017 г. запретил торговлю криптовалютой за фиатную валюту, вынудив биржи покинуть страну и оставив лишь возможность торговать криптовалютными парами.
Китайские трейдеры, которым нужно вывести криптоактивы в китайские юани, всё равно могут пойти к внебиржевому брокеру вроде зарегистрированных на биржах Huobi и OKEx, найти через него подходящих покупателей и отправить им криптовалюту после получения перевода через банк, AliPay или WeChat Pay.
Критики Tether давно задаются вопросом, действительно ли токен обеспечен долларами 1:1, как утверждает компания. Расследование генерального прокурора штата Нью-Йорк показало, что компания Tether ссудила значительную часть своих резервов капитала Bitfinex – бирже, имеющей с ней общих управляющих и владельцев, – так что токен остался лишь на 74% обеспечен наличными и их эквивалентами.
Но, похоже, московских трейдеров и их китайских клиентов это не беспокоит.
«Всем всё равно, обеспечен Tether или нет», – говорит Константин Плавник, операционный директор московской биржи криптовалютных деривативов Xena.
Вера в платежеспособность Tether основана на долговременной привычке и удобстве: Tether нужен этому рынку, поэтому ему доверяют.
Внебиржевые трейдеры также указывают на то, что ежедневный объём USDT в несколько раз превышает имеющееся в обращении предложение, что означает, что токены каждый день неоднократно переходят из рук в руки. Например, согласно CoinMarketCap, 29 июля суточный торговый объём USDT составил $17,5 млрд, тогда как общее предложение было всего около $4 млрд.
У Tether быстрый оборот, поэтому для коммерсантов, использующих токен для денежных переводов, стоит он что-то или нет – важно лишь в пределах одного дня. Как рассказали московские криптовалютные предприниматели, большие суммы USDT переводятся в Китай сразу после покупки, после чего обмениваются на юани.
«USDT будет и дальше поддерживать сила привычки и доверие пользователей, – сказал Владислав Булочников, руководитель разработки криптовалютного кошелька Chatex. – Даже если он потеряет половину своего обеспечения, он по-прежнему будет использоваться».
Китайские власти жёстко контролируют движение капитала, ограничивая сумму иностранной валюты, которую можно купить или продать, в размере $50 тыс. в год. Можно ходатайствовать об увеличении квоты, но всё равно сумма валюты, которую можно купить или продать, будет ограничена. В такой ситуации часть китайцев предпочитает использовать для международных денежных переводов криптовалюту, как сообщалось в Bloomberg в 2017 г.
Факт использования для денежных переводов криптовалюты китайскими коммерсантами, поставляющими на московские рынки дешёвый товар, был фактически признан российскими властями в прошлом году.
